Ассад, сирийский диктатор, четко дал понять, что мир между Израилем и Палестиной является условием для подписания израильско-сирийского мирного договора. По словам Ассада, нельзя подписывать мирный договор, когда 1,5 миллиона палестинских беженцев до сих пор живут в Сирии (обычно приводится цифра вдвое меньше).
Между тем в словах Ассада есть здравый смысл: сепаратный мирный договор с Израилем приведет к массовым волнениям среди сирийских палестинцев. Хотя сирийская армия вполне способна подавить любые бунты, Ассад боится преждевременно последовать в рай по стопам Садата.
Проблема в том, что сирийским палестинским беженцам, так же как и ливанским, просто некуда идти: жители Западного берега дадут им отпор, как это уже было с беженцами из Газы, которых пытался переселить Шарон. Еще бы, никому не нужны деградировавшие уголовники, коими являются беженцы.
Ассад также заметил, что хотя он готов подписать мирный договор с Израилем, он не может гарантировать нормализацию отношений, поскольку Израиль не решил свои проблемы с остальными мусульманскими странами. И это тоже здравая позиция: те же израильско-египетские отношения по-прежнему глубоко враждебны, хотя формальный мир длится уже тридцать лет.
Кажется, Ассад хочет восстановить отношения с осью Израиль – Египет – США, но побаивается реакции Ирана и других арабских стран. На переговорах в Эль-Рияде Мубарак постарается развеять эти страхи.